Пресс-служба

Колонка Нила Маккиннона, аналитика по макроэкономической стратегии на глобальных рынках ВТБ Капитал, для РБК daily онлайн

6 Ноября 2012
Выборы президента США

06.11.2012

РБК daily онлайн

Нил МакКиннон, аналитик по макроэкономической стратегии на глобальных рынках ВТБ Капитал

Финансовые рынки ждут результатов выборов в США. Опросы показывают, что шансы кандидатов равны. Рынки опасаются повторения выборов 2000 г., когда из-за пересчета голосов (проблема "беременного бюллетеня") объявление результатов затянулось до начала декабря. Кроме того, рынкам также не понравится исход, при котором Конгресс окажется в патовой ситуации и не сможет достичь договоренности по приближающемуся "бюджетному обрыву" или разработать и реализовать план по борьбе с высоким дефицитом бюджета, а также с государственным долгом, который, по всеобщему признанию, является неустойчивым. Таким образом, несомненно, наиболее предпочтительным вариантом станет однозначный результат, при котором президент получит большинство голосов в Конгрессе.

Денежные рынки беспокоит, что победа Ромни может поставить под удар позицию Бена Бернанке в ФРС. Его замена на более жесткого преемника, несомненно, создаст опасения, что ставки по федеральным фондам будут повышены раньше, чем ожидалось, и что программа количественного смягчения будет свернута. Как бы там ни было, срок полномочий Бернанке на посту председателя ФРС истекает в январе 2014 г., и ротация кадров в ФРС в этом году примет более жесткую направленность вне зависимости от того, кто победит на выборах президента. Но об этом пока рано говорить.

Последние экономические индикаторы в США оказались лучше, чем ожидалось; но рынок разочарован отчетностью компаний за третий квартал, и есть опасения, что экономический рост, который в настоящий момент опустился ниже тренда, проходящего по линии 2.0%, может в этом квартале ослабеть. Американские компании не испытывают недостатка в денежных средствах, но при этом не спешат с капиталовложениями и инвестициями в основные фонды, предпочитая дождаться прояснения ситуации с бюджетом. Все это говорит о том, что вклад инвестиций в рост американской экономики в краткосрочной и среднесрочной перспективе будет сокращаться. Потребительские расходы, составляющие 70% ВВП США, подпитываются не за счет роста реальных доходов населения (который равен нулю), а за счет снижения нормы сбережений, которая на данный момент опустилась уже до 3.3%.

Так что денежно-кредитная политика ФРС, скорее всего, сохранит свой стимулирующий характер независимо от того, кто одержит победу на президентских выборах. К тому же пока в точности не известен ущерб от урагана Сэнди, а ужесточение бюджетной политики в среднесрочной перспективе неизбежно - даже если американским политикам удастся прийти к компромиссу в отношении ожидающего страну "фискального обрыва". Срок Бена Бернанке на посту главы ФРС истекает в январе 2014 г., но несмотря на то что ротация членов Комитета по операциям на открытом рынке (FOMC) наверняка приведет к смещению позиций монетарных властей в сторону большего ужесточения, в ближайшее время регулятор едва ли будет готов к серьезной корректировке своей политики.

Разочарование, которое у участников рынка может вызвать неспособность властей улучшить ситуацию в бюджетной сфере, может с легкостью спровоцировать повышение доходности американских облигаций, а возобновление спора по поводу максимально допустимого уровня госдолга и потенциальное понижение кредитного рейтинга США наверняка приведут к усилению волатильности процентных ставок. Пока доходность 10-летних американских казначейских обязательств держится на сравнительно низком уровне - 1.69%. Однако ранее в этом году она поднималась примерно до 2.40% и вполне может оказаться там снова, если Америке не удастся достичь прогресса в решении своих бюджетных проблем.

Институциональные инвесторы в преддверии любых выборов чаще всего занимают защитные позиции, оставаясь в лучшем случае нейтральными по отношению к своим бенчмаркам. Это означает, что в целом они показали результаты хуже рынка, не в полной мере приняв участие в 13%-ом росте индекса S? с начала года. Хотя Митт Ромни рассматривается как кандидат, более ориентированный на бизнес-сообщество и выступающий за снижение налогов, нет уверенности в том, что реакция фондовых рынков на его победу будет позитивной. Дело в том, что один из предвыборных тезисов Ромни - ужесточение фискальной политики, предполагающее сокращение госрасходов, а это грозит снижением совокупного спроса и ВВП. Снижение налогов позитивно в долгосрочной перспективе, однако в краткосрочном периоде - если оно означает больший дефицит бюджета - может оказаться контрпродуктивной мерой, особенно в части негативной реакции рынка облигаций.

Считается, что победа Обамы позволит сохранить статус-кво (сверхмягкую денежно-кредитную политику, постепенное, но благоприятное для роста ужесточение фискальной политики), но при этом предполагается повышение налогов и фактический отказ от сдерживания роста расходов на здравоохранение. США тратит 2.6 трлн долл. на программы в области здравоохранения, около 18% ВВП, что, по оценкам, на 55% выше среднего уровня для развитых стран. В период до 2050 г. расходы по программам Medicare и Medicaid возрастут с 5.5% до более 12% ВВП.

По данным Бюджетного управления Конгресса США, доля расходов на здравоохранение в общем объеме федерального бюджета будет повышена с нынешних 25% до 40% в 2037 г. Средства, выделяемые на медицинское обслуживание будущих поколений, превосходят ожидаемый размер бюджетных доходов от налогообложения, что, согласно расчетам Главного бюджетно-контрольного управления США, предполагает обязательства в сфере здравоохранения на сумму 37 трлн долл. Закон о реформе системы здравоохранения (Affordable Care Act, ACA), подписанный Обамой, предусматривает увеличение страхового покрытия населения и направлен на снижение темпов роста расходов на здравоохранение. В свою очередь Ромни заявил, что в случае избрания отзовет этот закон, однако, по независимым оценкам Бюджетного управления Конгресса, расходы, связанные с таким отзывом, приведут к чистому увеличению дефицита бюджета в 2013-2022 гг. на 109 млрд долл. - вследствие аннулирования дополнительных налоговых доходов и сокращения расходов в рамках федеральной программы Medicare (медицинская помощь для престарелых), уже учтенных в бюджете.

Расходы на здравоохранение являются основным источником госдолга США, и ограничение их роста сыграет ключевую роль в нормализации ситуации с госдолгом.

Что касается общей ситуации с долгом - т.е. суммарного объема задолженности государства, бизнеса и населения как доли ВВП США, - то в 2008 г. этот показатель достиг пика в 359%, а в настоящий момент составляет 329%, что по-прежнему много, но, по крайней мере, отражает движение в лучшую сторону. Долговая нагрузка на население США продолжает снижаться, но пока уровень задолженности домохозяйств не опустился ниже докризисного. Последние опубликованные ФРС данные показали сокращение долга домохозяйств на 1.3 трлн долл. с пикового значения в 3к08. В период с 2000 по 2007 гг. долг потребителей США в среднем рос на 212 млрд долл. в год. В 2010 г. американские потребители погасили обязательства по ипотечным кредитам на сумму 213 млрд долл., в 2011 г. - на 241 млрд долл., несмотря на то, что наметился рост по неипотечным кредитам (в основном кредитные карты, студенческие ссуды, покупки авто в кредит).

Частный сектор США сберег 8% ВВП, так как тратит меньше и выплачивает долги. Это явилось одной из причин того, что политика нулевых процентных ставок и количественное смягчение оказывают незначительное влияние на реальную экономику. Потребители больше не хотят наращивать долги, да и банки не стремятся кредитовать любыми способами, так как им необходимо выправить свои балансы и привлечь средства, чтобы удовлетворить требованиям к капиталу в соответствии с принципами "Базеля-III". Если правительства снижают долговую нагрузку путем ужесточения фискальной политики одновременно увеличивая свои накопления, тогда, как указывает экономист Ричард Ку (который довольно много писал о рецессии) появляется угроза дефляционной спирали. Ужесточение денежно-кредитной политики должно осуществляться тогда, когда частный сектор завершил снижение долговой нагрузки, в противном случае можно в конце концов оказаться в такой же ситуации, как Япония или Еврозона. 

Закрытое акционерное общество "ВТБ Капитал"

Фактический (почтовый) адрес: 123100, Москва, Пресненская наб., 12, башня “Федерация”