Корпоративные коммуникации

Интервью Олега Панкратова, руководителя департамента финансирования инфраструктуры ВТБ Капитал, для Business FM

10 Июня 2019
Business FM

Северная столица остаётся признанным лидером по количеству знаковых проектов в формате государственно-частного партнерства. Об этом говорили на Петербургском международном экономическом форуме, программа которого во многом была посвящена механизмам ГЧП. О трендах на этом рынке, критериях, на основе которых происходит выбор проектов, и конкуренции среди инвесторов – в интервью моего коллеги Максима Морозова с руководителем департамента финансирования инфраструктуры «ВТБ Капитал» Олегом Панкратовым.

ВЕДУЩИЙ: Какие мероприятия, какие панельные сессии, которые вам удалось посетить, действительно отвечают веяниям времени?

Олег ПАНКРАТОВ: Я считаю, что в этом году форум удался, особенно порадовала санкт-петербургская погода. Что касается самого содержания и наполнения, очень много было подписаний в этом году - ощущение такое, что больше, чем, когда бы то ни было. Мы подписали пару важных соглашений, приобретение доли в мосте через реку Пур, и также подписали соглашение, наша дочерняя компания, "Магистраль Северной столицы", подписала соглашение с Санкт-Петербургом о строительстве Витебской развязки.

ВЕДУЩИЙ: Поподробнее об этом проекте расскажите.

Олег ПАНКРАТОВ: Соглашение, на самом деле, закладывает в себя дорожную карту по развитию Витебской развязки, то есть это новая развязка, которая потом в конце концов будет примыкать к так называемое Восточному скоростному диаметру, или широтная магистраль скоростного движения, как она сейчас называется. В общем, закладывается фундамент для этого строительства. Город сейчас начнет проектирование, будет готовить территорию строительства, и ожидаем, что уже в ближайшем будущем начнем строительство.

ВЕДУЩИЙ: Время, деньги, инвестиции и так далее.

Олег ПАНКРАТОВ: Параметры есть. Пока о них говорить рано, почему - потому что, прежде всего, надо закончить проектирование - тогда мы точно сможем сказать, какова стоимость, когда появится смета, и сможем сказать точно, сколько времени это займет. Думаю, что в этом году сможем об этом сказать.

ВЕДУЩИЙ: Поделитесь, пожалуйста, секретами внутренней кухни - вообще, по каким критериям ВТБ оценивает те проекты, куда входит со своим капиталом?

Олег ПАНКРАТОВ: Секреты, они известны, все есть в учебниках корпоративных финансов. В инфраструктурах проектах нас, прежде всего, привлекает их надежность. Во вторую очередь их доходность - проекты не такие доходные. Как операции с акциями, но, кстати, долго окупаемые. Меня всегда спрашивают о сроке окупаемости - как правило, в наших проектах они больше 10 лет, но главный критерий - это надежность проекта, и, как правило, инфраструктурные проекты, являющиеся естественными монополиями, квази-монополиями - такими характеристиками, как правило, обладают: они и надежны в плане долгосрочной устойчивости к стрессам.

ВЕДУЩИЙ: Как бы вы в целом охарактеризовали качество инфраструктурных проектов, которые реализуются в последние - на перспективу, 2, 5, 10 лет? Как меняется их качество?

Олег ПАНКРАТОВ: Я бы сказал, что качество улучшается. ВТБ Капитал присутствует на инфраструктурном рынке 12 лет - в принципе, рынок начался в 2005 году, когда был принят закон о концессии - то есть для России это абсолютно новый рынок, ему 14 лет только в этом году исполнится. Качество, безусловно, улучшается - были первые проекты, были пионерами, учились, разбирались. На сегодняшний день в России несколько очень сильных команд, которые могут как со стороны государства готовить проекты, так и со стороны инвесторов, потому что один из ведущих игроков, но есть и другие игроки, которые тоже успешно реализуют проекты, поэтому могу сказать, что на сегодняшний день этот диалог между бизнесом и государством, он гораздо лучше, что-то слышит государство, где-то государство говорит, что какие-то риски я принимать не могу, перекладывает его на частный сектор, поэтому, с моей точки зрения, наверное, хотелось бы еще больше проектов чтобы были, качественные проекты.

ВЕДУЩИЙ: В этом смысле как будут развиваться проекты ГЧП, проекты концессий, в каких направлениях, какие регионы-лидеры вы могли бы назвать?

Олег ПАНКРАТОВ: В России лидер, безусловно, является Санкт-Петербург, а он, имея эту пальму первенства, с самого начала, если говорить о регионе. Если говорить о направлениях деятельности, то в принципе, в России всегда лидировала транспортная отрасль, в последнее время очень много чего делалось с платными дорогами. Если говорить, что какие концеденты или какие государственные образования всегда лидировали, это, во-первых, я сказал Санкт-Петербург, во-вторых. Автодор, где очень много реализуется в области строительства платных дорог. Считаю, что платные дороги останутся привлекательной инвестицией в ближайшем будущем, платные дороги - это наилучший способ пытаться окупить хотя бы часть вложенных денег. Также в последнее время много идет разговора о конкретных делах в области железных дорог, поэтому, безусловно, мы увидим мега-проекты в железных дорогах, в портах в последнее время появилось определенное движение.

ВЕДУЩИЙ: Некоторые эксперты говорят о сравнительной непрозрачности некоторых проектов ГЧП. Как вам кажется, в каком направлении здесь будут развиваться коллеги, все те, кто работают сейчас на рынке, почему прозрачность в проектах ГЧП, в проектах концессии принципиально важна?

Олег ПАНКРАТОВ: Я, наверное, не разделяю мнение, что проекты ГЧП непрозрачны. Все проекты ГЧП, в которых мы участвуем, и не было пока у нас ни одного проекта, где бы проект нам каким-то образом достался, или по постановлению правительства был нам передан - даже в ситуации, когда действует так называемая частная концессионная инициатива, когда конкурс может не проводиться, тот участник, который хочет заявить о частной концессионной инициативе, обязан полностью опубликовать свои предложение, обязан полностью опубликовать проект концессионного соглашения. Что касается конкурсов, тендеров - это все можно смотреть по интернету, это все видно, что там происходит, какая конкурсная документация. Документация сложная, как правило, требуется эксперт, чтобы разобраться. Я эту проблему как таковую не вижу - прозрачность существует, единственное, что, может быть, в мега-проектах всегда какие-то задеваются интересы, мы помним всю эту историю с Химкинским лесом, которая в свое время вызвала огромный общественный резонанс. Конечно, с этим надо работать, к этому надо готовиться, власти в том числе, частному инвестору, которые там участвуют, предвидеть подобного рода события, обсуждать, слушать общественное мнение, где-то может, принимать другие решения. Впрочем, это правда, для любых проектов, а не только для проектов государственно-частного партнерства.

Олег ПАНКРАТОВ: С реальной стоимостью объекта, дальше финансирование, здесь финансирующая организация может заработать на разнице между привлечением средств и выдачей средств в проект; ну и третье - это эксплуатация, где также подрядчик эксплуатационный может за эксплуатационную стоимость определённую моржу. Могу сказать, что в капитале на сегодняшний день - и создали, во-первых, компанию, которая называется "Пуск" это наша 100% дочка, которая надзорная компания за строительством, то есть мы можем руководить, участвовать в строительных проектах любой сложности - это что касается строительной части. Что касается финансирующей организации, банк, безусловно, готов финансировать очень крупные проекты, также мы готовы участвовать и в собственном капитале таких проектов, что мы и делали - в проектах Пулково, проектах Звезда - в принципе, мы инвесторы нас сегодняшний день 10 различных проектов по всей России. (нрзб) компания, называется "Оператор скоростных автомагистралей", которая умеет управлять платными дорогами.

ВЕДУЩИЙ: Концессия, ГЧП в западном мире существует уже десятки, если не сотни лет -мы изобретаем велосипед, либо мы идем, все-таки ориентируемся на примеры? На какие практики мы ориентируемся?

Олег ПАНКРАТОВ: До этого я работал в Европе, и как раз очень много специализировался на государственно-частном партнерстве. Что я могу сказать: изобрести велосипед, где-то мы берем из мирового опыта - я бы сказал, на 80-90% то, что делается, это почерпнуто нами из мирового опыта. Но что-то делаем сами, у нас особая система законодательства, например, в Англии вообще не существует закона о государственно-частном партнерстве, закона о концессиях: социальные законы таковы, что они позволяют входить в такие сделки. Но в России есть законы и у концессии, у государственно-частного партнерства. В любом случае во многом тот мировой опыт, который есть, он переносится с государственных чиновников - ездили, учились, что-то есть международные компании, такие, как (нрзб), ПМГ, которые в нашем рынке участвуют, помогают структурировать проекты - они имеют огромный опыт, они работают по всему миру. Интересно мы делали год назад сравнение российского опыта ГЧП с США, потому что Канада на сегодняшний день, наверное, лидер, государственно-частное партнерство у нее очень развито, они начали, может быть, на 5 лет раньше, чем Россия, (нрзб) о 20 годах, и мы смотрели, пришли к выводу, что немножко у них больше сделок, но в принципе, по развитости рынка они примерно там же, где и мы - я говорю о крупных проектах, наверное, мы более развитые. Крупных проектов очень похожи на нас, сделка с аэропортом Пулково, когда мы продали часть доли в QIA Катарскому инвестиционному фонду, когда мы продали часть доли консорциуму РФПИ - это была первая вторичная (нрзб) другие сделки, и примерно в это же время в США происходили первые сделки с ГЧП. Точно также, у них похоже очень на наш облигационной рынок, который у нас недавно начал. Интересно, что здесь две бывшие супердержавы очень похожи.

Закрытое акционерное общество "ВТБ Капитал"

Фактический (почтовый) адрес: 123100, Москва, Пресненская наб., 12, башня “Федерация”